Виды методических материалов: разработка, пособие, рекомендации



Скачать 37.15 Kb.
Дата04.05.2018
Размер37.15 Kb.
ТипПояснительная записка



Виды методических материалов: разработка, пособие, рекомендации

Деятельность любого педагога (как в системе общего, так и в системе дополнительного образования) связана не только с умением планировать и организовывать образовательный процесс, но также с умением обобщать свой опыт, и далее – описывать его. Одним из путей представления педагогического опыта является создание информационно-методических материалов. Подготовка и распространение методических материалов является показателем достигнутого педагогом уровня развития, его профессиональной компетенции.

Для подготовки методических материалов может быть использована следующая общая структурная схема:

1.Титульный лист.

2.Пояснительная записка (введение).

3.Содержание (основная часть).

4.Список литературы.

5.Приложения.

Пояснительная записка (введение) как обязательный структурный компонент предполагает:

- информацию о функциональном назначении материала (сущность рассматриваемой проблемы, ее актуальность, новизна предлагаемых способов решения, предполагаемая аудитория).

- информацию о связи описываемой, технологии и др. с работой педагога по образовательной программе в целом;

- характеристику обучающихся ( результаты обучения, предварительная подготовка, уровень психофизического развития);

-информацию о ресурсном обеспечении образовательного процесса;

-анализ результативности работы и указание дальнейших перспектив.

Данная структурная схема лежит в основе описания педагогического опыта в виде методической разработки, пособия (методического, учебного, учебно-методического), методических рекомендаций. Наличие этих методических материалов заключается в принципе описания педагогической действительности.

Под методической разработкой в обобщенном виде принято понимать издание (как правило, небольшого объема), содержащее конкретные материалы в помощь проведению какого-либо мероприятия, сочетающее методические советы и рекомендации. В учреждении дополнительного образования детей к методическим разработкам относятся разработки отдельных занятий, сценарные разработки различных мероприятий (вечеров, праздников, интеллектуальных игр и т.д.)

Методическая разработка воспроизводит совокупность действий педагога и воспитанников. Они сопровождаются характеристикой и описанием условий, необходимых для проведения. Как правило, основная часть разработки оформляется в виде драматического текста с репликами педагога, предполагаемыми репликами детей и необходимыми ремарками. Например:

Педагог: Ребята, с помощью чего мы видим окружающий мир?

Дети: С помощью глаз.

Педагог: А что мы можем увидеть вокруг себя?

(Дети называют различные предметы)

Пособие- это издание, представляющее собой дополнение к учебному изданию или полностью заменяющее его при отсутствии такового. Этот вид материалов представляет собой описание содержания деятельности , поэтапное воспроизведение технологии изготовления чего-либо, обучение определенному виду деятельности. В зависимости от предполагаемой аудитории и целевого назначения пособия можно разделить на: методические, учебные, учебно-методические и наглядные.

Учебное пособие ориентировано на обучающегося (будь то ребенок или взрослый). Оно может включать как некоторые советы по организации образовательного процесса, которыми может воспользоваться сам обучающийся, так и иллюстративный материал, необходимый для обучения (теоретическая информация, обязательные и дополнительные тексты, упражнения схемы, таблицы, иллюстрации и др.)

Методическое пособие раскрывает методику выполнения какой-либо деятельности и предназначено главным образом для педагогов, то есть для тех, кто обучает.

Количество иллюстративного материала определяет принадлежность пособия к учебно-наглядным или к наглядным. Такие пособия представляют собой учебные издания, такие как картографические пособия, атласы, альбомы и др. Отличительной чертой учебно-методического пособия является методическая составляющая, которая позволяет использовать его как обучающемуся, так и педагогу.

Пособие, отражающее содержание совместной деятельности педагога и воспитанника, строится, как правило, в соответствии с логикой учебно-тематическогго плана образовательной программы или отдельного содержательного блока.

Методические рекомендации - комплекс предложений и указаний, способствующих внедрению наиболее эффективных методов и форм работы для решения какой-либо проблемы педагогики. Методические рекомендации предназначены для оказания помощи в выработке решений на основе достижений педагогической науки и практики.

Особенность данного вида изданий – обобщенный и более теоретический характер. Если разработки и пособия ориентированы на непосредственную реализацию с незначительным уровнем корректировки, то рекомендации дают информацию, которая должна быть проанализирована и адаптирована к конкретным условиям и особенностям деятельности конкретного педагога. Иными словами, в рекомендациях представляется обобщенная методика, пригодная для конкретизации в других ситуациях.



По сравнению с разработкой и пособием рекомендации представляют собой характеристику выявленной проблемы и описание путей ее решения. Автор рекомендаций на основе обобщения собственного опыта предлагает различные варианты, то есть предоставляет читателю возможность выбора. Например, рекомендации по организации и проведению праздника Масленицы могут включать общую информацию о празднике и далее различные пути его проведения: набор народных игр, перечень песен, загадок, пословиц, примерные сценарии проведения отдельных фрагментов праздника.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Система управления качеством образования «мобильная электронная школа»
DswMedia -> Рекомендации по разработке иоп
DswMedia -> Методические рекомендации это один из видов методической продукции
DswMedia -> Учебно-методические комплексы
DswMedia -> Методические рекомендации для педагогов и родителей. М. Баласс. 496 с. Дополнительные пособия
DswMedia -> Реализация основных и дополнительных образовательных программ
DswMedia -> Рабочая программа по курсу «По дороге к азбуке» для детей 4-5 лет, 5-6(7) лет
DswMedia -> Методические рекомендации по применению в образовательном процессе активных и интерактивных форм обучения


Поделитесь с Вашими друзьями:

Похожие:

Виды методических материалов: разработка, пособие, рекомендации iconМетодические рекомендации для тренеров-преподавателей мбудод дюсш по техническим видам спорта города Челябинска по оформлению методических материалов
Методические рекомендации предназначены для введения единых требований к методическим, учебно-методическим и другим материалам. В...
Виды методических материалов: разработка, пособие, рекомендации iconДанное пособие можно использовать в качестве методических рекомендаций и материалов для проведения семинаров по проблеме профилактики насилия над несовершеннолетними для учителей, психологов, социальных педагогов
Данное пособие можно использовать в качестве методических рекомендаций и
Виды методических материалов: разработка, пособие, рекомендации icon«Социокультурные и валеологические основы менеджмента оказания анимационных и рекреационных услуг»
Разработка раздаточных лекционных и учебно-методических материалов по дисциплинам курсовой подготовки
Виды методических материалов: разработка, пособие, рекомендации iconВиды учебно-методических изданий (в помощь педагогическим работникам)
Этот вид методических рекомендаций разрабатывается для преподавателей и методистов и может содержать рекомендации не только по образовательной,...
Виды методических материалов: разработка, пособие, рекомендации iconТиповой план-график подготовки специалистов мфц по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг на 2015 год
Разработка методических материалов по государственным (муниципальным) услугам, планируемым к предоставлению посредством мфц
Виды методических материалов: разработка, пособие, рекомендации iconРазработка системы педагогического тестирования для преподавания дисциплины в медицинском вузе
Проведенный анализ методических материалов кафедр мма им. И. М. Сеченова 2001/2002 учебного года, выявил, что 33 кафедры из 75 не...
Виды методических материалов: разработка, пособие, рекомендации icon«Самообразование от планирования до оформления материалов»
Выбранные виды деятельности по реализации темы самообразования
Виды методических материалов: разработка, пособие, рекомендации icon«Методическая разработка внеклассного мероприятия, направленного на развитие толерантности среди молодежи (9-11 кл.)». Классный час в 9 «В» классе
Материалы областного конкурса учебно-методических материалов по развитию толерантности у молодёжи среди педагогов образовательных...
Виды методических материалов: разработка, пособие, рекомендации iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению методических материалов

Виды методических материалов: разработка, пособие, рекомендации iconПамятка для педагогов «Методическая разработка. Методическое пособие»
«Методическая разработка. Методическое пособие» Как составить методическую разработку?


База данных защищена авторским правом ©metodir.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница