В заключительный день чемпионата Европы по художественной гимнастике в Варне россиянка Дина Аверина победила в упражнениях с мячом, лентой и обручем, а также выиграла серебряную медаль в упражнении с булавами, уступив израильтянке Линой Ашрам. В групповых дисциплинах отечественные спортсменки заняли второе место в упражнении с пятью мячами, пропустив вперёд Болгарию, и упустили медаль из-за укатившегося обруча.
- globallookpress.com
- © Schreyer via www.imago-images.de
Девять золотых, две серебряные и две бронзовые награды, завоёванные российскими гимнастками на чемпионате Европы в Варне в юниорском и взрослом разрядах, — результат выдающийся. Хотя завершились соревнования слегка огорчающим штрихом: в упражнении с тремя обручами и четырьмя булавами российские групповички допустили грубую ошибку. Обруч укатился за ковёр, соответственно, был серьёзно нарушен темп выступления. Как результат — лишь пятое место, а золотые медали достались израильтянкам.
Стоит ли по этому поводу расстраиваться? Однозначно нет. Как заметила накануне соревнований Амина Зарипова, в состав российской группы вошли в этом сезоне две новые молодые спортсменки, которых нужно хорошенько «обкатать», но стартов в этом сезоне у девочек было слишком мало — всего два.
Россиянка Арина Аверина заняла первое место в личном многоборье на чемпионате Европы по художественной гимнастике в Болгарии...
Получается, что для российских спортсменок, выступающих в группе, чемпионат Европы заведомо должен был стать скорее репетицией, нежели самодостаточным турниром. Ну а сейчас до Олимпийских игр остаётся достаточно времени, чтобы довести сыгранность групповой команды до идеала. Да и главный тренер российской сборной Ирина Винер-Усманова, да простят меня болельщики футбольной сборной России, — не Станислав Черчесов. В том смысле, что умеет не только ставить перед подопечными недостижимые на первый взгляд задачи, но и добиваться стопроцентной их реализации именно там, где это больше всего нужно.
Одну победу на чемпионате Европы одержали в заключительный день болгарские гимнастки, обыгравшие российскую пятёрку с мячами, и это тоже было справедливо. Во-первых, представительницы этой страны отработали своё упражнение совершенно безукоризненно, во-вторых, было бы совсем неприлично оставить страну-хозяйку без победы. В этом плане как в спортивной гимнастике, так и в художественной бытует шутливое мнение, что розыгрыш наград в отдельных дисциплинах — это некая компенсация тем, кто проиграл в предыдущие дни. Примерно так, как это произошло в Варне, где Россия собрала в свою корзину девять золотых медалей из 12 возможных.
Чемпион — это всегда мишень. Пока первые ценой неимоверных усилий нащупывают новые стили, направления и соединяют в связки сложнейшие элементы, те, кто идёт в арьергарде, по сути, повторяют уже то, что сделано другими, выбирая всё самое лучшее. В этом плане художественная гимнастика и синхронное плавание крайне близки: и там и там тренеры несут свой крест, зная, что все их находки незамедлительно будут позаимствованы, но на то, чтобы расстраиваться по этому поводу, нет ни времени, ни сил — все они уходят на то, чтобы сделать выдающийся результат. К тому, что российские спортсменки в этих двух видах спорта забирают на крупных турнирах львиную долю наград, и это продолжается из года в год на протяжении десятилетий, все давно привыкли. Но каждый раз, когда очередные воспитанницы Винер-Усмановой по-хозяйски располагаются на пьедестале, встаёт вопрос: «Как им это удаётся?»
Советские гимнастки работали на бревне не хуже четырёхкратной олимпийской чемпионки Симоны Байлз. Об этом в интервью RT заявила...
«Думаю, всё дело в ритме», — сказал мне однажды выдающийся и слишком рано ушедший из жизни специалист по прыжкам в воду Михаил Угрюмов. И объяснил, что много лет пытается понять, в чём кроется ключ к ошеломляющим успехам гимнасток и синхронисток. По словам Угрюмова, большое значение в этой стабильности может иметь ритмичность построения как самих комбинаций, так и тренировочного процесса в целом. Проще говоря, погружаясь в этот процесс, спортсмен проникается состоянием ритмичности до такой степени, что нервы, всевозможные отвлекающие факторы и даже болевые ощущения, неизбежные на столь высоком уровне достижений, уходят на второй план.
Похоже, Ирина Винер-Усманова, когда описывает те или иные выступления своих подопечных, говорит о том же самом: она любит повторять, что гимнастка в процессе соревнований должна непрерывно находиться «в потоке», в некоем состоянии отрешённости от всего и одновременно с этим полной внутренней собранности. Поймать это состояние, удержать, разложить на составляющие и сделать собственной торговой маркой, наверное, и есть самое тяжёлое и непостижимое в тренерской профессии. А вовсе не умение придумать и поставить ту или иную комбинацию.
Нам же остаётся восхищённо смотреть на всё новых и новых подопечных Винер-Усмановой и её тренерского штаба и в тысячный раз задаваться вопросом: «Как?! Как такое вообще возможно?!»
И каждый раз очень хочется, чтобы эта магия не заканчивалась никогда.